Человек-вампир
Публикация в 1897 году вызывающего споры романа "Дракула" Брэма Стокера вызвала панику в западной культуре (Wolf VII). Образы животного секса, табу, обольщения, манипулирования, садизма и сверхъестественных сил обрушились из головы Стокера на головы его читателей. Его роман был необычным и дерзким для литературного сообщества, но в какой степени он соответствовал реальной жизни того времени?Всего за девять лет до выхода в свет романа "Дракула", с августа по ноябрь 1888 года в Ист-Энде было совершено пять жестоких убийств (Wilson and Wilson, c.8). Подобно современному вампиру, рассмотренному психологами Луи Францини и Джоном Гроссбергом в своей книге "Эксцентричные и необычные модели поведения", эти убийства представляли собой "регрессию на примитивный, животный уровень функционирования личности" (с.75).
Однако животное, окрещенное "Джеком-Потрошителем", на котором лежала ответственность за убийства в районе Уайтчепел, не прятался от солнца, не спал днём в гробу, не превращался в летучую мышь и не имел особых чар, гипнотизирующих его жертв. Он не избегал вида распятия, не сгорал от святой воды и не слабел от запаха свежего чеснока, однако этот вампироподобный преступник высосал жизнь из пятерых молодых женщин, умертвил их и лишил их души самым отвратительным и жестоким способом, не сожалея или почти не сожалея о содеянном. Этот вампир был человеком. В настоящее время подобных людей-вампиров называют "серийными убийцами" (Wilson and Wilson, c.1). Как и природа современного вампира, поведение серийного убийцы соотносится с теорией Зигмунда Фрейда о цивилизации, противостоящей природе. Эта теория рассматривает борьбу между долгом человека перед обществом и долгом человека перед самим собой.
В своей работе "Три эссе о теории сексуальности" Фрейд говорит о сильнейших чувствах любви и ненависти. "Действительные прототипы ненависти происходят не из личной жизни, а из борьбы эго сохранить самое себя" (Fromm, с.489). Ненависть, как объясняет Фрейд, древнее любви, потому что основной целью ненависти является сохранение себя и защита эго от внешнего мира, поскольку от него исходит опасность, а это ставит под удар само существование эго. Любовь же моложе, так как любовь предполагает вмешательство внешнего мира в мир эго. Перед тем как доверять окружению, необходимо добиться стабильности и безопасности (Fromm, с.488).
Данная теория ненависти может объяснить модель поведения серийного убийцы Ричарда Трентона Чейса, известного также как "Вампир из Сакраменто" (Franzini and Grossberg, с.71). В 1978 году ФБР принялось за расследование "чудовищного убийства" (с.72). Некий дальнобойщик обнаружил свою беременную жену мертвой в своем доме в Сакраменто. Ее труп был выпотрошен и искалечен. Следствие установило, что убийца собрал ее кровь и выпил прямо на месте убийства. Вскоре после первого преступления было совершено еще пять подобных убийств. Некая молодая женщина связалась с полицией и сообщила об ужасной встрече с бывшим одноклассником Ричардом Чейсом. Вскоре после этого он был задержан (с.73). Было очевидно, что он и совершил эти отвратительные убийства, однако Чейс яростно оправдывал свои действия тем, что его кровь могла превратиться в пыль, поэтому он и вынужден был пить кровь других людей, чтобы восполнить свою и не дать себе умереть (с.74).
С точки зрения Фрейда, Чейс совершил эти преступления из чувства ненависти с целью самосохранения. Он не мог и помыслить о любви к окружающим его людям, когда его собственная жизнь подвергалась огромному риску. Этот случай тесно связан с природой вампиров. Именно им присуще пить человеческую кровь для того, чтобы выжить.
"...поскольку первостепенная задача цивилизации, его настоящая основа - это защищать нас от природы" (Freud, с.19). В своей работе "Будущее иллюзии" Фрейд говорит о цивилизации как о решении человека жить безопасно в неком организационном целом с другими людьми. Однако Фрейд подчеркивает необходимость пожертвовать некоторыми инстинктивными потребностями человека, чтобы достичь уровня "цивилизации" и избежать состояния хаоса и геноцида.
Этими инстинктивными потребностями являются инцест, каннибализм и желание убивать. Один только каннибализм считается запрещенным повсеместно и (но не с точки зрения психологов) окончательно побежденным. Жажду кровосмешения еще можно распознать за многочисленными запретами, а в определённых условиях убийства до сих пор совершаются (с.13).
Природа объявлена вне закона. Общество подавляет эгоцентрические инстинкты нашего бессознательного потому что, если их не обуздывать, это приведёт не просто к подрыву основ цивилизации, но, вполне возможно, и к гибели мира.
Фрейд предупреждает нас о существовании этих инстинктов (каннибализм, жажда инцеста и желание убивать) и утверждает, что на них косвенно указывают законы и табу нашего общества. Он также предупреждает нас о "классе людей, невротиках, которые уже реагируют асоциальным поведением на чувство неудовлетворенности" [вследствие подавленных инстинктов] (с.13).
К этому "классу людей" относятся такие печально известные личности, как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Джеймс Джоунс, Чарльз Мэнсон и Дейвид Кореш. Подобные им люди, одобряющие инстинкты, побуждаемые ненавистью и жаждой убийств, будут среди виновных в гибели мира.
К этим "невротикам" относится и Теодор Роберт Банди. У этого умного и приятного молодого студента юридического факультета было блестящее будущее... до тех пор, пока он не потерял контроль над инстинктивной жаждой убивать - он виновен в смертях более тридцати женщин и девушек. В январе 1978 года Банди удалось избежать заключения в тюрьму во второй раз. (До этого он был осужден за похищение молодой женщины. К тому времени он уже совершил несколько убийств, и одно из них как раз рассматривалось в суде). Ему удалось сбежать из штата Колорадо во Флориду, где он был мог остаться инкогнито и, возможно, остановить череду убийств (Doyle, с.31). Но у него не хватило силы воли. В ночь на 14 января Банди жестоко изнасиловал четырех женщин из женского общества Ци-Омега, относящееся к Государственному университету штата Флорида, убил двух и безжалостно напал на еще двух (c.34). После нескольких недель перерыва Банди похитил и убил двенадцатилетнюю Кимберли Лич, после чего полиции наконец удалось задержать его (c.35).
Борьба Банди с его почти наркотической зависимостью от инстинктов соотносится с теорией Фрейда о противостоянии цивилизации и природы. Не ощущая чувства долга перед человечеством, Банди искал только то, что требовали его инстинкты (Freud, с.13). Он вкусил запретные плоды природы и пожертвовал человеческими жизнями, чтобы утолить инстинктивный голод. Почти как в случае литературного вампира, неуспех Банди в борьбе стал причиной "неспособности сдерживать сильнейшие [садистические] наклонности, которые угрожали закончиться взрывом деструктивных действий и ужасными в своей жестокости преступлениями" (Franzini and Grossberg, с.75). В ответ на это цивилизация вынуждена деспотично подавлять инстинкты, что может вызвать разногласия и создать хаос в обществе (Freud, с.17). Людей-вампиров, подобных Теду Банди, необходимо успокоить, чтобы гарантировать выживание цивилизации.
"Она уничтожает нас..." - говорит Фрейд о садистической наклонности нашей природы,- "с нашей точки зрения хладнокровно, жестоко и безжалостно и, возможно, как раз с помощью того, что доставляет нам удовольствие" (с.19).
Природа насмехается над нами и дразнит нас этими инстинктивными желаниями, пока мы пребываем в цивилизации и страдаем от воздержания. Очень немногих можно обвинить в таких жестоких побуждениях, но Фрейд утверждает, что они кроются во всех нас, что "инстинктивные желания, [которые мы испытываем], снова и снова рождаются вместе с каждым ребенком" (с.13). Это наша природа - она неизбежна, если вы - человек.
Серийный убийца Деннис Нильсен обнаружил, что его инстинктивные побуждения всё сложнее контролировать по мере его "падения". Желая всего лишь иметь великодушного любовника, Нильсен всегда страдал от недостатка дружбы после слишком большого количества однодневных отношений (Doyle, с.132). Неудовлетворенный своей личной жизнью, Нильсен решил поступать иначе, таким образом, чтобы гарантировать собственное удовлетворение и утолить свои желания. Вместо того, чтобы отпускать утром своих любовников, Нильсен начал их убивать один за другим. Такое поведение предоставило ему возможность, пока тела не остывали, претворять в жизнь свои фантазии не прерываясь, ни с кем не ссорясь и не получая отказ (с.137). В течение нескольких лет Нильсен продолжал такую практику, но вскоре без вести пропавшими объявили пятнадцать мужчин. Когда его поймали за порочную и капризную "игру", Нильсен заявил: "Я хотел остановиться, но не смог. У меня не было ничего кроме этого - ни счастья, ни радости." (с.151). Случай Нильсена является примером конфликта между природой и цивилизацией, того, о чем писал Фрейд в работе "Будущее иллюзии". Преследуемый сильным желанием бессознательного и неспособный сдерживаться, Нильсен совершил инстинктивные действия, нарушающие законы общества (с.13). "Я был источником фантазий, которые стали источником смерти,- так он прокомментировал свои действия.- В этом состоит мое преступление." (Doyle, с.116).
"Нет ни одного правдоподобного доказательства существования сверъестественных существ, пребывающих днём в гробах и появляющихся ночью, чтобы выкачивать из невинных жертв коктейли из крови, неких бессмертных демонов, которых можно поразить в древнее сердце лишь серебряными пулями и деревянными колами. Это свойственно лишь литературным вампирам" (Franzini and Grossberg, с.77).
С другой точки зрения, если исключить все сверъестественные факторы, вампир, безусловно, не является вымышленным существом. Серийный убийца, разрывающийся между ограничениями общества и своими инстинктивными желаниями, является тем существом, о котором мы говорим, пугающим и обладающим нездоровой притягательностью.
Страх, преследующий нас, когда мы слышим подобные ужасные истории, - это страх перед тем, что наносит ущерб цивилизации. такие животные преступления говорят нам, живущим в цивилизованном мире, о нашей неспособности контролировать наши побуждения, и поэтому наши мысли омрачаются предчувствием апокалипсиса. В то же время такое насилие нас завораживает. Оно завораживает нас, потому что мы узнаём ту жажду, что гложет нас изнутри. Она призывает нас больше не сопротивляться и вернуться к примитивному состоянию животных, зависящих исключительно от инстинктов и стремящихся исключительно к выживанию (Fromm, с.490).
Но благодаря сущности общежития в цивилизованном мире и способности добиваться любви и образовывать семьи мы подавляем эти примитивные импульсы. Мы отрицаем животное внутри нас.